Рассуждая о таком знаковом событии, коем явилось «несчастная война» 1905 года между Россией и Японией мы обязаны в рамках главной темы напомнить одно основное «действующее лицо» данных событий – Сергея Юльевича Витте, — руководителя русской дипломатической миссии на переговорах в Портсмуте о заключении мира.
Граф Сергей Юльевич Витте — председатель Совета министров. 1905 г. ЦГАКФД
Не будем скучно перечислять даты жизни этого великого деятеля своей эпохи, однако, кое-какие факты мы упомянуть просто обязаны.
Вот как характеризовал Витте советский историк, учёный М. Н. Покровский:
«…Не будучи морально выше своих современников-бюрократов, Витте несколькими головами превышал их по своему уму и организаторским способностям…»
Да, способностей Сергею Юльевичу было не занимать (почётный член Петербургской АН с 1893 года).
Даже неприятности и несчастия он, как никто другой, мог использовать на благо собственной карьеры:
«…Заканчивая университетский курс, подготовил диссертацию по высшей математике «Выявление понятия о пределах».
Но здесь его поджидало серьёзное разочарование. Диссертация была признана неудачной…»
(А. В. Игнатьев «С. Ю. Витте – дипломат», М., 1989 г.)
Другой бы на его месте и руки опустил!
А он взял, да и бросил к чёртовой матери вычисление пределов, повернулся флюгером по ветру и применил свои математические способности на другом поприще:
«…Я… начал свою службу на Одесской железной дороге, в управлении казённой Одесской железной дороги, начальником которой… был инженер Клименко…
Мадам Клименко… была из камер-фрейлин Императрицы Марии Александровны и вышла замуж за офицера Клименко…
Я… в течение полгода прошёл все должности, касающиеся службы эксплуатации…
Вдруг в Одессе я получаю телеграмму, что будет ехать на обратном пути из Ялты в Петербург одна высокопоставленная дама…
Княгиня Долгорукая (будущая светлейшая княгиня Юрьевская, супруга Императора Александра II). Я поехал с нею, чтобы скорее довести её до вокзала…»
(Граф С. Ю. Витте «Воспоминания. Детство. Царствования Александра II и Александра III».)
Романтика! Стук колёс, дымы паровозов, стрелки и рельсы, свет дальних огней… Железная дорога в начале XX века ассоциировалась с немыслимым прогрессом, что-то вроде теперешних модных «нанотехнологий»! Сколько молодых людей перспективные отрасли вывели к большим деньгам, то есть «поставили на ноги» и их самих, и их жён, и детей, и племянников, и крестников, и бездарных крестниц!
«…Российские железные дороги (начала XX века) – это еврейские магнаты Блиох, Гицбурги, Варшавский…
Без теснейшего и тёплого с ними сотрудничества его (Витте) карьера просто не состоялась…»
(С. Кремлёв «Россия и Германия: стравить!»)
«…Он (Витте) постоянно общался с нужными для дела людьми: одних заражал своим энтузиазмом, других тем или иным способом подкупал, но из всех старался выжать всё что можно…»
(А. В. Игнатьев «С. Ю. Витте – дипломат», М., 1989 г.)
Правильно – с толком и с расстановкой, «согласно графику движения»:
«…Особый интерес министра финансов И. А. Вышнеградского вызвала книга С. Ю. Витте «Принципы железнодорожных тарифов при перевозке грузов», вышедшая в 1883 году…
Министр финансов оказывал Витте покровительство. Государственный секретарь А. А. Половцев называл Витте «возлюбленным соумышленником Вышнеградского в железнодорожном вопросе»…
(М. В. Ерёменко «Царствование Александра III», М.,2008 г.)
Давайте задумаемся над вопросом:
Давайте задумаемся над вопросом:
Да и кто у нас в России пролез бы без протекции, денег и подхалимства?
К Вышнеградскому прислушивались и императрица, и император.
«Деятельность Вышнеградского на посту министра финансов сыграла большую роль в развитии российской экономики. Во-первых, правительство устранило дефицит бюджета; во-вторых, оно создало необходимый денежный запас для перехода рубля к золотому обращению…»
(М. В. Ерёменко «Царствование Александра III», М., 2008 г.)
«При организации военных перевозок в период русско-турецкой войны он (Витте) зарекомендовал себя распорядительным и умелым администратором.
Правда, его энергия отчасти была вызвана желанием уйти от наказания за происшедшую незадолго до войны тилигульскую железнодорожную катастрофу, в которой погибло много новобранцев.
В конечном счете,… ему посчастливилось не только избежать тюрьмы, но и удостоиться высочайшей благодарности…»
(А. В. Игнатьев «С. Ю. Витте – дипломат», М., 1989 г.)
Не без «сучка и задоринки», не без валериановых капель, мокрых простыней и фиолетовых шишек геморроя, но на то карьера бюрократа.
Из любой неприятности можно извлечь собственную выгоду, если это несчастье представить в виде «кары божьей» или «дистанцироваться от него. А успех, даже чужой приписать в собственный актив…
Главное – не растеряться и вовремя вспоминать математические пределы.
«…Когда я сделался управляющим юго-зап. жел. дор., то я, главным образом, сосредоточил своё внимание на службе ремонта пути и зданий…»
(Граф С. Ю. Витте «Воспоминания. Детство. Царствования Александра II и Александра III».)
Ну и «ремонтировал» прорехи в собственном бюджете и бюджете покровителей, надо полагать. Чаще всего взятки даются не с «собственной получки»! На то и есть они люди государственные – бери с кого хочешь на всём протяжении от Балтики до Тихого океана.
В Интернете выложены воспоминания купцов из российского города Саранска:
«…Были собраны деньги для дачи взятки Витте, директору департамента железных дорог. Он много работал в железнодорожных обществах, имел дело с акциями, брал взятки.
Его фамилию в стране коверкали и говорили так: «Надо поднести нашему Вите».
Деньги для «Вити» были собраны не малые. Тот нисколько не удивился …»
Вот выгода «положения в обществе»! Чем «выше сидит» государственный бюрократ, тем больших граждан страны он может запутать, запугать, поставить в зависимость от собственной персоны… Те же, от тебя зависимые, запуганные и обманутые «отыгрываются» на тех, кто «ходит» под ними.
Хреновей всего оказаться в нищей деревне или в «пролетариях»:
«…Положение рабочего в России было тяжёлым.
Никаких законодательных ограничений рабочего дня не существовало, пока в 90-х годах рабочие своей борьбой не принудили к этому царизм…
Женщины и дети работали столько же, сколько мужчины.
Реальный заработок рабочих был значительно меньше номинального: предприниматели заставляли покупать продукты в фабричной лавке по грабительским ценам, взыскивали высокую плату за место в тесных и грязных бараках, взимали штрафы, доходившие подчас до половины заработка.
Любое проявление недовольства рабочих невыносимыми условиями труда и быта представители царской администрации расценивали как бунт…»
(К. Ф. Шацилло «Первая русская революция в России. 1905-1907».)
«Пирамида», когда «высшие слои» «давят» на «низшие», существовала всегда: при царе Иване Грозном, при Петре Великом, при рыночной экономике, при сталинском «ГУЛАГе», при хрущёвской оттепели. Во времена дворцовых переворотов, бунтов, революций пирамида «меняет вершины», но не более того…
Императрица Мария Фёдоровна. Художник А.Пассель. XIX в
Император Александр III Александрович. Художник И.Крамской. XIX в
Любимый Сталин — счастье народное !
В иное «смутное время» в России имела место одна государственная чудаковатость «первого лица» – периодический отстрел «высших управленцев». А бесчестный боярин у царского опричника, заворовавшийся стрелецкий старшина у фаворита Петра или советский служащий-взяточник у следователя НКВД, точно уж долго землю не топтали.
«…Люди, которые никого не убивают, но являются контролёрами чужих жизней, обязаны отвечать по всей строгости. То есть расстрел для высших чиновников, начиная, например с районных, — это обязательная мера…»
(С. Савельев «Называю вас обезьяной» журнал «Русский репортёр» №6, 18-25 февраль 2010)
Отстрелы, виселицы, усекновения гордых голов кончались повсеместным страхом, ложью, загниванием и приводили через некоторое время страну на грань самоуничтожения.
Вот такие вот у нас с вами «меры по борьбе с коррупцией»!
«…Стремление любой ценой добиться высокого положения в обществе часто ставили ему (Витте) в упрёк.
Он знал себе цену, держался с достоинством…
Витте представлял собой образец «чиновника новой формации»…
(М. В. Ерёменко «Царствование Александра III», М., 2008 г.)
Вот и спросим мы вас:
А как сильно были не правы ли и ИванIV, и ПётрI , и Сталин И. В., периодически уничтожая своих чиновников? Ведь в эту категорию попадают уже заведомо испорченные люди?
Твёрдой рукой, вычищая самый справедливый строй на Земле.
Вот и сейчас, да и ладно бы, что у нас, а то и в благополучном «народном» Китае:
«…Центральный комитет Коммунистической партии Китая выпустил в свет новый свод этнических правил для руководящих работников, состоящих из 52 пунктов, сообщает «Жэньминь жибао». Главная цель нового закона – способствовать борьбе с коррупцией…
За нарушение требований «Положений» предусмотрена административная и уголовная ответственность…»
(«Общество вкратце» Журнал «Однако» №7 01.03.2010)
Боритесь ребята! «Вычищайте «жёлтый» социум!»
Значит ли это, что государственная машина работает эффективно только «за страх», за наказание по специально принятой стонадцатой поправке к конституции.
«…Досадно мне, коль слово «честь забыто…»
(В. Высоцкий 1969)
И есть ли вера в людях, что «честные госслужащие» разгуливают под ручку с «благородными военными», «талантливыми людьми искусств» не только по лубочным «простором родины чудесной», перешагивая с экрана на экран в кинотеатрах и телевизорах.
Из дневника генерала Куропаткина:
«29 ноября 1902 года…Мне дело представляется так: Россия должна управляться при гармоничном развитии трёх сил: бюрократии, дворянства, земства. Это наши три кита. Армия должна охранять внешние пределы России.
В действительности дело стало иначе…»
«Земства – выборные органы местного самоуправления в России. Введены Земской реформой 1864 г. Социальной опорой земств считалось русское поместное дворянство…
Земства сыграли большую роль в создании сети школ, больниц в деревне…Начала создаваться земская почта…»
(«История Отечества в терминах и понятиях» Словарь справочник. Смоленск 1999)
Ах, чистый горностай на подбое самодержавной порфиры!
«…Если Император Александр III и настоял… на учреждении института земских начальников, — то именно потому, что он был соблазнён мыслью, что вся Россия будет разбита на земские участки, что на каждом участке будет почтенный дворянин, который пользуется в данной местности общим уважением, что этот почтенный дворянин-помещик будет опекать крестьян, судить их и рядить…
На практике оказалось, что эта идиллия о благородном помещике, который в земском участке судит и рядит – была иллюзия. Таких помещиков и с самого начала оказалось незначительное число, а в настоящее время их почти совершенно нет…
Институт земских начальников, можно сказать, вполне не удался и принёс много вреда России…
Самый большой вред заключается в том, что его в настоящее время не решаются уничтожить, потому что в этом институте видят опору порядка…
Хотя прочный порядок может основываться только на законности, а до тех пор, пока в население не войдёт в плоть и кровь законность, до тех пор можно будет всегда ожидать самых невероятных сюрпризов…»
(Из мемуаров графа С. Ю. Витте)
Семья. Александр III с женой и детьми
Но, мы отвлеклись, а у Сергея Юльевича Витте крушение на дороге!
Крушение царского поезда в Борках до сих пор считается несчастным случаем
«…17 октября 1888 г. у станции Борки под Харьковом царский поезд потерпел крушение. Вагон, в котором ехала императорская семья, сошёл с рельс и оказался полностью разбит.
От удара он соскочил с колёсных тележек, его пол оказался на земле, стены разрушились, а крыша стала оседать, грозя убить всех оставшихся в вагоне. Александр III, словно сказочный богатырь, удержит её на своих плечах, давая возможность близким выбраться из-под обломков…»
(Н. Стариков «Кто финансирует развал России? От декабристов до моджахедов».)
Образ царя — «сказочного богатыря» был описан впервые в заключении «по делу о крушении» одним из железнодорожных экспертов. Звали эксперта – господин Витте.
«…Крушение поезда приписывалось неисправности железнодорожного пути и министру путей сообщения пришлось покинуть пост…»
(Из мемуаров В. А. Сухомлинова – военного министра России 1909-1915 г.г.)
Тогда, сто двадцать лет назад, не все крушения на железной дороге списывали на теракты. Наверное, потому, что во главе дорог не стоял господин Якунин (теперешний руководитель ОАО РЖД)…
«…Александр III сделал после крушения поезда свой вывод…»
(М. В. Ерёменко «Царствование Александра III», М., 2008 г.)
А тут ещё «Вышнеградский напомнил царю о Сергее Юльевиче…»
(М. В. Ерёменко «Царствование Александра III», М., 2008 г.)
Императорская семья увидела Сергея Юльевича Витте таким, каким хотела видеть: «скромным в общении», преданным – «приверженцем крайнего монархизма» и человеком выказывающим «неприятие атеистической моды»…
Сергею Юльевичу помогла наблюдательность, опыт манеры поведения, заимствованный у своей двоюродной сестры Елены Блавацкой – основательницы теософии:
«Смотря в глаза, говорить и рассказывать самые небывалые вещи, выражаясь иначе, — неправду, и с таким убеждением, с каким говорят только те лица, которые никогда, кроме правды, ничего не говорят…»
И писать (если вспомнить о былине про «Царя-в-Борках»)… «с легкостью всевозможные газетные статьи на самые серьезные темы, совсем не зная основательно того предмета, о котором писано…»
Теософ Елена Петровна Блаватская
«…Я был назначен министром путей сообщения в начале 1892 года… Моим назначением был удивлён весь Петербургский мир…»
(Граф С. Ю. Витте «Воспоминания. Детство. Царствования Александра II и Александра III».)
На-а-аверх! Ещё немного!
«…Когда я сделался министром путей сообщения, то, помня печальный случай в Борках, я, прежде всего, почёл нужным установить новые правила движения императорских поездов.
Впрочем, эта работа, кажется, была начата несколько раньше…, но докончены эти правила мною…»
(Граф С. Ю. Витте «Воспоминания. Детство. Царствования Александра II и Александра III».)
«…Витте изображал себя поборником «честного бизнеса», но железную дорогу Пермь – Котлас…не дал построить Мамонтову, а строил родственник жены (Матильды Исааковны Нурок по первому мужу – Лисаневич) – инженер Быховец. А на смену Мамонтову в правление Архангельско-Ярославской дороги пришёл другой её родственник – врач Леви…»
(С. Кремлёв «Россия и Германия: стравить!»)
Ещё, ещё немного…